Коллектив механических мастерских ОГМ стройки состоял в основном из комсомольцев двадцати лет, не считая двух кузнецов, людей пожилых и степенных…
Стройка росла, увеличивалась и потребность в пиломатериалах, и поэтому наши мастерские приступили к монтажу новых пилорам.
Весь энергетический потенциал завода состоял из одного локомобиля мощностью 150 лошадиных сил. Он давал энергию для освещения и для привода всех механизмов. Чтобы подключить новые пилорамы, потребовалось изготовить трансмиссионные валы длиной до восьми метров. Обработать детали такой длины на токарных станках, размах которых всего метр-полтора, ни теоретически, ни практически не представлялось возможным. Да и какие же были специалисты по металлу, если они совсем недавно только сменили лопаты и топоры на резцы и напильники!
Возникла идея обработать валы на двух станках. И тогда в мастерской началась перестройка. Второй токарный станок был установлен в одну линию с первым, с него сняли переднюю бабку (а с первого – заднюю), вся эта система была выверена с помощью струны, отвеса и нивелира и начала действовать. Работать приходилось вдвоем: один токарь включал передачи, а другой подводил к детали суппорт. Трансмиссионные валы были изготовлены.
…В те трудные годы ребята почти каждый день вносили в нашу работу что-нибудь новое, порою не замечая, что их мысль граничит с изобретением. Так они придумали использовать мучившие нас холода … для отопления.
Было решено переоборудовать один из котлов по-своему. К нему подключили еще один, маленький бачок, соединенный одновременно и с котлом, и с баком конденсата. Он находился снаружи помещения, а его водомерное стекло – внутри, для удобства наблюдения. В малый бачок пускался пар. От наружного холода он конденсировался, и в бачке получалась разреженность. Тогда открывали кран бака конденсата, и вода засасывалась в малый бачок. Оттуда она спокойно сливалась в котел, когда снова пускали пар.
Такую новинку мы внедрили на нескольких котельных установках.
Для наших ребят не было работы, которую они не смогли бы выполнить.
Особенными организаторскими способностями обладал Михаил Барабашин. Когда было решено заменить деревянные топчаны – рассадники клопов – на металлические кровати, он очень быстро приступил к их изготовлению и вскоре выдал около двух тысяч. Точно также вначале зимы 1934 года он организовал изготовление тепляков для обогрева бетонируемых сооружений. За две недели его бригада сделала большое количество печей, задвижек, жестяных труб.
Смекалкой отличался Павел Сорокин, слесарь, который мог сделать любую работу. Когда к нам пришли импортные катера и пароход, работавший на угле, его назначили механиком парохода и попросили переоборудовать его для работы на нефти, и он смог это сложное задание выполнить.
Бурно шли работы и на строительстве нашего завода. Едва была покрыта часть основного корпуса, как в него уже вселился инструментальный цех, едва соорудили ажурное перекрытие высокой зоны того же корпуса — и уже первые агрегаты были поданы на сборку. Шел 1936 год
Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы
«Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина