В мае 1933 г . на пароходе «Колумб» к берегам Амура прибыли сотни юношей и девушек, молодых строителей будущего г. Комсомольска. В их числе была и я, Катя Пятак, совсем ещё юная шестьнадцатая девчонка комсомолка. Хотелось попробовать свои силы в молодёжной стройке.
Решила что не хуже ребят сумею преодолеть трудности преодоления новых мест. Работала там, требовала обстановка: обмазывала бараки глиной. заготавливала хвою, и готовила из неё противоцинготный отвар, стирала бельё строителям. Моя незаметная работа способствовала более производительному труду тех, кто возводил завод так необходимый Родине.
Питание было иногда неважное всё из сухих овощей (картофель, лук, морковь, свёкла). Свирепствовала цинга, поэтому каждому рабочему перед обедом давали стакан хвойного отвара, а затем он получит обед. Работала там, где нужны были руки.
Но в Управлении Подсобных Предприятий (УПП) я проработала не долго. Летом 1933 года меня послали работать в детсад. Парторг, секретарь комсомольской организации сказали: «Хотим тебя направить в д/с.». Я отнекивалась что не смогу, что сама ещё молода, не сумею. Парторг сказал: «Сумеешь не боги горшки обжигают. Главное было бы желание. Научишься.».
Ну а 18-го июня на ещё совсем молоденькую не опытную воспитательницу с восторгом и ожиданием смотрели 25 детских глаз от 3-х до 6 лет. Конечно же ни о каких методических планах, совещаниях, педсоветах не молго быть и речи. Всё начинало с нуля.
Методика воспитания рождалась на практике каждый день, каждый час. каждую минуту. Дидактика состояла из одних импровизаций. Никаких пособий, игрового материала под руками не было. Приходилось надеяться на собственную фантазию и сообразительность.
Так из глины на глазах у ребятишек появлялись забавные зверюшки, а вот чудесная чайная чашка. Ребятишки тут же подхватывали игру, кто рисовал, кто лепил, кто строил. И каждого похвалить добрым словом, зажечь радость в детских глазах
Особая атмосфера царила во время сказок, рассказов, бесед, реакция ребятишек в эти минуты была самой непосредственной. Ну а песни пляски под аккомпанемент гитары, балалайки или скрипки (в нашей семье каждый играл на нескольких инструментах) воспринимались как самые долгожданные праздники.
Заведующей детского сада при УПП в это время была Наталия Филипповна Кудряшова, член ВКП(б), выдвиженка. Она также не имела под. образования, но была хорошей хозяйкой.
Наш самый первый детский сад будущего города расположила на старой площадке в бараке, который находился прямо на болоте.
Вокруг барака разноцветие таёжных ягод: голубика, брусника, клюква. Вместо посыпанных песочком тропинок — деревянные доски, а под ними мох, кочки, болотная трясина. Не было спасения от местного гнуса. Трудно переносили и взрослые и дети. И всё таки эти дни были не забываемые.
Несмотря на то, что рабочий день день был долгий, насыщенный (с 7 утра до 19–20 вечера) повсюду слышались ребячьи голоса, песни, пляски. Наши дети росли жизнерадостными. И вся мы одинаково были наполнены энергией большой стройки, ответственностью перед будущим городом.
В 1937 году по путёвке Наркомпроса в город Комсомольск приехала Глинина Галина Алексеевна, закончившая Московский пединститут, дошкольное отделение, имеющая большую практику в работе детских садов. Она приняла пост заведующего, а Н. Ф. Кудряшова в это время прекрасно справлялась заместителем по хозяйственной части.
Под руководством Галины Алексеевны оживилась учебно-воспитательная работа, методическая работа. К этому времени детсад получил новое рубленое здание комбинат яслисад №1 стройки №126. Появились игровые комната, спальные, кухня, умывальники, били хорошим подарком для всех нас. Мебелью детский сад обеспечивали строители стройки 126.По началу это были деревянные топчаны, скамейки.
Приездом Глининой Галины Алексеевны много изменилось. Она привезла с собой «Сборник рисунков и чертежей оборудования детских площадок для детей дошкольного возраста». У нас появились стульчики для детей 3-летнего возраста одни, для более старшего возраста другие. На участке появились шведские лесенки, стенки, горки, бревно, песочница, качели и пр. Вместе с детьми и их родителями посадили огород: свеклу, горох, огурцы, помидоры, морковь, редис.
Материал прислан
Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы
«Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина