Воспоминания военных строителей

Эшелоны первой бригады О.С.К. начали прибывать в Хабаровск в конце декабря, и каждый прибывающий батальон незамедлительно начинал подготовку к единственно возможному способу прибыть на строительные площадки — пешему переходу по четырехсоткилометровой ледовой трассе.

Учитывая длительность пути и неподготовленность трассы, весь маршрут разбили на пять этапов: Хабаровск-Вятское, Вятское-Найхин, Найхин-Малмыж, Малмыж-Вознесенское и Вознесенское-Комсомольск.

По-военному четко разработанный график предусматривал движение батальонами с интервалом в одни сутки.

Из воспоминаний командира 26-го батальона полковника И.И. Чезова:

«В Хабаровске нам дали три дня на подготовку, а затем огласили приказ: батальону выступить 26 декабря 1933 года в 10.00 и прибыть в Комсомольск 9 января 1934 года в 18.00.
Тепло провожаемый общественностью города, батальон выступил в точно назначенное время и стройной колонной, которая растянулась почти на два километра, направился в пункт назначения.

Бойцы и командиры шли с полной армейской выкладкой: постельные принадлежности, белье, летнее обмундирование, обувь, мобзапас питания и… винтовка или ручной пулемет с боевым запасом патронов. Вес ноши составлял около 30 килограммов.

Трудный путь ощущался ежедневно, но неизгладимым в памяти сохранился один этап – Найхин-Малмыж. Внезапно налетела бешеная амурская пурга. Вокруг все закружилось, завыло, видимость почти полностью исчезла… Вся колонна изогнулась дугой, люди едва удерживались на ногах, пробивая себе путь всей тяжестью тела. Идущих в голове колонны заменяли каждые 15 минут».

Из воспоминаний красноармейца 30-го батальона, пришедшего на стройку завода № 126 Н.В. Пичугова:

«…Первые дни похода были трудными, но проходили они без особых происшествий. Мороз в 30-35 градусов пощипывал щеки, да монотонно скрипел снег под сапогами. Когда мороз стал крепчать, батальон начал увеличивать дистанции между привалами; вначале проходили в сутки 25 километров, а затем – 30, 40, 50, на последней прошли 60 километров.

Все бы ничего, но десятый день забыть невозможно. До села Вознесенское оставалось пройти пять-шесть километров. Путь лежал в гору и было нелегко, а тут еще внезапно налетел шквальный ветер. Поднялось мутное облако, посыпал густой снег. Ветер резал лицо, валил с ног. Видимое вдали село скрылось за плотной снежной стеной.

Тысячную колонну буквально разметало в разные стороны. Небольшая группа, в которой находились комиссар батальона Наумов и Николай Пичугов, набрела в кромешной мгле на заброшенную сторожку бакенщика. В тот момент она показалась спасительным «хрустальным дворцом». Но где остальные. Дали несколько залпов – безрезультатно. И тогда комиссар Наумов распорядился поджечь нашу спасительную сторожку.

Подтащив лежащие невдалеке бревна, подожгли. Вспыхнуло яркое зарево, и, вскоре «на огонек» потянулись вконец измученные люди. Сторожка горела долго и ярко, но только к полуночи собрался весь батальон, отстали лишь лошади нашего небольшого обоза.
Да, поход был трудным и необычным, - но ведь в Комсомольск шли патриоты своей Родины!».

Н.В. Пичугов — после службы в рядах Красной Армии остался работать на строительстве завода № 126. В 1936 году был рекомендован на работу в городской комитет ВКП(б). С началом Великой Отечественной войны в числе первых призывников Комсомольска ушел на фронт. После тяжелого ранения потерял зрение, демобилизовался и вернулся в Комсомольск-на-Амуре. До конца своих дней продолжал активную трудовую и общественную деятельность в городском обществе слепых.

Из воспоминаний полкового комиссара Наумова:

«…Закончив необычайно трудный поход по замерзшей реке без единого отставшего, 17 января 1934 года мы подошли к нанайскому стойбищу Дземги. Хотя пришли ночью, встретили нас шумно, радостно и гостеприимно.

Для размещения батальона построили семь деревянных бараков. В них было тесно, но по крайней мере тепло. После кратковременного отдыха приступили к работе.
Сама стройка производила малоприятное впечатление. Почти у самого берега на небольшой возвышенности стояли два двухэтажных деревянных дома, несколько саманных домиков и один деревянный барак.

Два невзрачного вида промышленных деревянных здания – двухрамный лесозавод и маломощная временная электростанция. Вот и все.

Благоустраивая свой военный городок мы в аварийном темпе начали строить электростанцию – за пять дней провели линию, установили динамомашину, которую приводил в движение трактор «Интер». Стало легче – тепло и светло. Зато и работы непочатый край – все срочные и даже аварийные.

В феврале стройке авиазавода угрожала полная консервация из-за отсутствия строевого леса. Последовало задание: за 70 дней, до 1 апреля, заготовить 25 тысяч кубометров. Выполнить задание было поручено 2-й и 3-й ротам.

Расположились лесорубы вдали от военного городка, у высокой сопки и в зарослях тайги. В глубоких снегах пришлось валить столетние сосны и кедры. Затем обрубали сучья и трелевали лес.

Неожиданно пришло суровое испытание для наших бойцов. В конце февраля ветер огромной силы валил с ног, работать стало невыносимо, к тому же закончился запас продуктов, а пробиться до базы было невозможно. И все же работы продолжались. План по заготовке леса был выполнен досрочно и с превышением на пять тысяч кубометров.

В апреле – новое срочное задание: проложить дорогу от старой до новой строительной площадки. Задание более чем сложное. Каждой роте дали отдельный участок, самый сложный – первой роте. Во многих местах приходилось работать по пояс в ледяной болотной воде. Рыли дренажные канавы, спускали воду, снимали растительный слой, а затем высотой до полутора метров подсыпали сухой грунт и гравий.

Пятикилометровая дорога шириной 16 метров была проложена за 20 дней. 15 июня 1934 года по ней пошел поток грузов.

30-й батальон начал активно вторгаться в рабочие будни на всех участках строительства авиазавода.

…С первого апреля 1934 года роты нашего батальона вышли к месту будущего самолетостроительного завода в качестве корчевщиков и землекопов. Особенно сложным стал участок постройки главного корпуса завода.

Дни стояли теплые, солнечные. Снег быстро стаял, и низкая болотистая площадка превратилась в сплошное месиво грязи. Рыть котлованы приходилось стоя по колено в болоте. Строительной техники никакой – даже самой примитивной, и все же к первому мая была закончена корчевка и подготовлены котлованы под фундамент колонн».


Эффективная филантропия

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы
«Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

Присоединяйтесь!

Добавьте свою историю!