Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва

Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва

Г. А. Цивилёв родился 28 декабря 1914 г. в г. Благовещенске Амурской области.  В 1915 г. семья Цивилёвых переезжает в Петербург. После окончания средней школы он поступает учиться в изостудию (ныне Санкт-Петербургское училище им. Н.К. Рериха). В 1931 г. в Ленинграде одновременно окончил среднюю школу и художественный техникум.

В 1932 г. звучат призывы к молодёжи ехать на стройки. Георгия захватила романтика дальних дорог, освоения Дальнего Востока, тяжёлой работы, увлекла мечта о прекрасном будущем городе.

И он 18-летним юношей на пароходе «Колумб» прибыл в село Пермское строить   Комсомольск-на-Амуре.

Вместе со всеми корчевал тайгу, прокладывал узкоколейку, работал токарем на заводе, в слесарной мастерской.

Георгий стал бригадиром слесарей-монтажников. Его бригада смонтировала движок, который зажёг первые электрические лампочки Комсомольска, потом собрала насос, подавший воду на строительную площадку.

Несмотря на тяжёлый физический труд, успевал рисовать прямо на стройплощадке.

С 1933 года Г. А. Цивилёва переводят на работу художником в постройком, а затем в клуб «Ударник», где он получает возможность заниматься художественным творчеством. Цивилёв отвечал за всю наглядную агитацию: оформлял стенгазеты и праздники в городе, рисовал афиши, писал лозунги.

В 1937 г. Г.А. Цивилёв создал серию портретов артистов нанайского национального театра «Найхин». Лирическое дарование художника, его душевная молодость, доброта раскрываются в рисунках, сделанных им в нанайских стойбищах, работах, посвящённых детям.

Как вспоминает Валентина Сергеевна Цивилёва, жена художника:

«Г. А. Цивилёв всегда стремился к людям. Новые лица каждый раз становятся предметом творческих поисков. Часто ездил в нанайские стойбища, в особенности в Бельго. Рисовал, писал маслом нанайцев: молодёжь, детей, стариков, курящих большие трубки. Этот гостеприимный народ радостно его встречал возгласами: «Приехал дядя Го!».

Интересна история написания картины «Перед экзаменом». Как вспоминает Валентина Сергеевна Цивилёва, жена художника: «В один из весенних дней группа художников нашего города поехала в Бельго на этюды. Утром выходя из дома, где они остановились Г. А. Цивилёв услышал голоса, читавшие стихи А.С. Пушкина, заинтересовавшись он увидел трех нанайских девочек забравшихся на крышу сеней.  Эту живую, интересную, жанровую сцену он пишет и называет впоследствии «Перед экзаменом». Картина экспонировалась на республиканской выставке в Москве, и имела большой успех».

В годы Великой Отечественной войны, состоя в штате оборонного завода № 199 на должности начальника отделочного цеха, Цивилёв работал в штабе Гражданской обороны (создавал плакаты, рисовал листовки), одновременно работал в газете, а также возглавлял группу художников-комсомольчан, выпускавших окна сатиры «Удар по врагу». В это же время художник создал графическую серию «Ужасы фашизма».

«Берег Амура, тайга, палатки, пароход «Колумб». Это новая задуманная картина, которую Г. А. Цивилёв назвал «Первый митинг строителей». Идет большая и напряжённая работа: написано множество эскизов маслом, акварелью, сотни карандашных рисунков. Кругом висят этюды, а рабочие идут прямо с работы позировать. … Полотно посвящено началу строительства Комсомольска. В течение пяти лет трудился художник, и ему удалось передать всю суровость тайги, непривлекательность Амура, но комсомольцы полны решимости. … Картина в числе лучших произведений дальневосточных художников демонстрировалась на республиканской выставке в Москве в 1953 г.».

В произведениях Г. А. Цивилёва второй половины 40-х – начала 50-х годов запечатлён новый город на разных этапах строительства. В этих произведениях отчётливо видны индивидуальные особенности художественного метода автора: сочетание романтической приподнятости и тяги к «сгущенности сюжета». В этих тематических композициях важную роль в раскрытии общего эмоционального строя изображаемой сцены играет пейзаж. В решении композиции картины прослеживаются черты жанровой картины 1950-х гг. иллюстративность, театрализованность. Художник в многочисленных этюдах ищет композицию, характеры героев. Выразительные зарисовки имеют самостоятельную художественную ценность.

В фондах музея хранится замечательная картина художника «Спуск корабля» (1948): в этой картине художник смог создать не только групповой портрет современников, но и сумел отразить настроение того времени.

По воспоминаниям вдовы Г.А. Цивилёва: «В 1946 г. Г. А. Цивилёв приступает к работе над давно задуманным полотном «Спуск корабля»… Два года ушло на выполнение набросков, рисунков, эскизов. Картина выставлялась в кинотеатре «Комсомолец», она волновала зрителей, в особенности, рабочих завода. Готовый к спуску корабль, освещённый солнцем цех. Образы людей продуманы и остро охарактеризованы».

Также в фондах музея хранится картина «Первый митинг», которая была завершена к 20-летию города.

По воспоминаниям вдовы Г.А. Цивилёва: «Берег Амура, тайга, палатки, пароход «Колумб». Это новая задуманная картина, которую Г. А.Цивилёв назвал «Первый митинг строителей». Идет большая и напряжённая работа: написано множество эскизов маслом, акварелью, сотни карандашных рисунков. Кругом висят этюды, а рабочие идут прямо с работы позировать. … Полотно посвящено началу строительства Комсомольска. В течение пяти лет трудился художник, и ему удалось передать всю суровость тайги, непривлекательность Амура,но комсомольцы полны решимости. … Картина в числе лучших произведений дальневосточных художников демонстрировалась на республиканской выставке в Москве в 1953 г.».

В 1944 г. по заказу Дальгиза Георгий Цивилёв выполнил иллюстрации к книге Н. П. Задорнова «Амур-батюшка». Дружба с писателем позволила художнику создать иллюстрации, соответствующие замыслу произведения. В них оно получило вторую, видимую жизнь. Жизненность иллюстраций, их динамичность, яркая характеристика образов, конечно, обусловлены тем, что художник великолепно знал материал. Иллюстрации понравились автору романа и, после его издания, Цивилёв повторяет их в большем формате и посылает на первую послевоенную Всесоюзную выставку в Москву (1945).

Воскрешая в памяти события первых лет строительства, художник иллюстрирует сборник «Комсомольск», выпущенный в 1947 г. Хабаровским издательством. Иллюстрации художника - яркое повествование о первых месяцах стройки. Листы «Канал во льду», «Строительство шалашей», «Корчевка тайги» переносят зрителя в труднейшие условия зимы 1932 г.

Цивилёв не только живописец и график, он известен и как художник-декоратор. Длительное время он работал художником Городского драматического театра. Им оформлено около 40 спектаклей. Наиболее яркие декорации были созданы к спектаклям «Под золотым орлом» Ярослава Галана, «Рожденные бурей» Н. Островского, «Дядя Ваня» А. Чехова, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова.

Г.А. Цивилёв стоял у истоков зарождения творческого объединения художников г. Комсомольска-на-Амуре. Инициировал создание в городе художественных мастерских и художественной студии при Дворце культуры судостроительного завода, объединившей талантливую, способную к рисованию молодёжь, в которой вел занятия в 1947–1954 гг., был педагогом-наставником для многих молодых самодеятельных живописцев, ставших впоследствии профессиональными художниками.

Школу Г. А. Цивилева прошли А. И. Абросимов и Н. Н. Муравлев, которым он дал рекомендации для поступления в Иркутское художественное училище; Н. В. Иванов и Е. В. Короленко и др.

Педагогическая и общественная деятельность Георгия Александровича, высокий авторитет имели большое значение для становления искусства в городе. Он был одним из организаторов Хабаровского отделения Союза художников, членом Оргкомитета, созданного в ноябре 1939 г., участником Первой краевой конференции хабаровских художников, состоявшейся в июле 1944 г.  Под непосредственным руководством художника в 1951 г. в Комсомольске-на-Амуре был организован филиал Союза художников Хабаровского края, отделение Художественного фонда СССР. Благодаря Г.А. Цивилёву также были основаны художественно-производственные мастерские, открыта детская художественная школа.

С 2022 г. Детская художественная школа г. Комсомольска-на-Амуре носит имя Г.А. Цивилёва.

Память художника чтут в г. Комсомольске-на-Амуре. На доме, где последние годы жил Г.А. Цивилёв установлена памятная доска, в Городском краеведческом музее и Музее изобразительных искусств организуются юбилейные выставки художника.

  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Выставка к 110-летию со Дня рождения Г.А. Цивилёва
  • Эффективная филантропия

    Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы
    «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

    Присоединяйтесь!

    Добавьте свою историю!