Ледовый канал

 К концу февраля 1934 года на берегу Амура у Пивани скопилось почти 30 тыс. куб. леса. По ледовой дороге на автомашинах его перевозили в Комсомольск. 

Однако 24 февраля перевозки были прекращены, не было бензина. 13 марта, из-за нехватки леса остановился лесозавод. Под угрозой срыва оказалось строительство судостроительного завода и жилья в первой половине года – стройка на 90 % зависела от леса.

Выход нашёл заместитель начальника строительства Розенберг. Он  предложил вырубить во льду Амура канал, заполнить водой и по нему сплавлять брёвна.

Канал рубили месяц. В работах принимали участие все, строители завода, инженерно-технические работники, бойцы и командиры военно-строительного корпуса, заключённые. Трижды канал заносился снегом во время циклонов. 

Несмотря на все сложности 21 марта ледовый канал Пивань – Силинское озеро, общей протяжённостью более 9 км,  начал работать.

Круглосуточно, чтобы канал не замёрз, по нему осуществляли проводку брёвен. Этим занимались рабочие, сотрудники различных контор и учреждений, инженерно-технические работники, учителя школ, работники больниц, бойцы вневедомственной охраны, красноармейцы. Несколько раз канал замерзал, и приходилось прорубать замёрзшие места. Несколько раз на канале, для увеличения объёмов сплава брёвен проходили субботники. В один из них 6 апреля по каналу было сплавлено 2500 брёвен. С начала апреля на канале круглосуточно дежурили бойцы и командиры 28 батальона военно-строительного корпуса. Комбриг Малинников и комиссар Куприн сменяя друг друга по 12 часов дежурили на канале.

Неимоверных усилий стоила жителям строящегося города прорубка ледового канала по реке Амур в 1934 году, который использовался для сплавки леса. Поражает то, что рубить ледовый канал люди шли после тяжелого трудового дня. Об этой героической странице прошлого Комсомольска-на-Амуре подробно рассказывает в своих воспоминаниях Я. Г. Бейслехем, вплетая в канву давних событий что-то свое, личное, пережитое им на собственном опыте. Простым, понятным языком он рассказывает случай из своей жизни, когда, находясь в составе отряда, занятом на рубке ледового канала, он попал со своими товарищами в непогоду и заблудился: «Сбились с пути, увязли в глубоком снегу, пошли вниз по Амуру. Вдруг услышали манящий голос гудка. Гудок, да гудок, гудок единственной „кукушки“ — паровозика, поступившего на стройку перед закрытием навигации. На зов непрерывно гудящего гудка идут со всех сторон комсомольцы в кепках, платках, замерзшие, усталые. Так доставляли лес...

Эффективная филантропия

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы
«Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

Присоединяйтесь!

Добавьте свою историю!