Ледовый переход

Ледовый переход
В 1934 году в торжественной обстановке комсомольчане встретили первую партию батальона военных строителей, участников героического «ледового перехода» из Хабаровска в Комсомольск, начатого 26 декабря 1933 года.

В решение кадровой проблемы Комсомольска-на-Амуре огромное значение имело создание осенью 1933 года Особого военно-строительного корпуса. Задачи у него было две: строить, в первую очередь, промышленные предприятия на Дальнем Востоке и вторая задача - постоянно совершенствовать боевую выучку, чтобы быть готовым к любым неожиданностям.

Корпус (а это пятнадцать тысяч военных строителей) был сформирован на территории Московского и Ленинградского военных округов. Корпус был разбит на 15 отдельных военно-строительных батальонов по 1000 красноармейцев каждый. Командно-строительный состав был взят из кадровых частей, а инженерно-технический призвали из ведущих строительных и проектных организаций страны. Его солдатами стали комсомольцы и несоюзная молодёжь призывного возраста строительных специальностей из центральных областей России.

Организовался корпус в неимоверно короткий срок. Приказ о создании Особого военно-строительного корпуса был подписан 22 сентября 1933 года К.Е.Ворошиловым. На его формирование и сборы давалось всего 45 дней. И уже в декабре, точно в установленный срок, отдельные части корпуса эшелонами по Транссибирской железной дороге направились к месту службы и работы на Дальний Восток. Первая строительная бригада (6 батальонов из 15) один за другим прибыли в Комсомольск-на-Амуре. Остальные батальоны были размещены от города Свободного до Владивостока, в районах Читы и Иркутска.

Группа комсомольцев-красноармейцев участников ледового перехода
Группа комсомольцев-красноармейцев участников ледового перехода

Семь недель первая бригада (а это шесть тысяч военных строителей) добиралась через всю страну в Комсомольск-наАмуре. 23 декабря 1933г. эшелон теплушек прибыл в Хабаровск. Короткий трехдневный отдых. И 26 декабря приказано выступить в Комсомольск. В отдельных источниках есть разночтения в датах отправления батальона из Хабаровска.

Особенно трудно пришлось первой бригаде. Это она совершила 400-километровый пеший переход на лыжах по льду Амура от Хабаровска до Комсомольска. В то время другого пути не существовало. Добраться в эту даль из краевого центра можно было лишь рекой: в навигацию – на старых пароходишках с плицами, зимой - по льду Амура. Авиаторы тогда ещё только начинали осваивать местные трассы. В те декабрьские дни 1933г. стояли лютые морозы. Кажется, Амур промёрз до самого дна, ощетинился весь торосами. За формирование первого батальона и проверку всех деталей предстоящего нелёгкого пути отвечал комбат Чезлов. Секретарём партийной организации батальона избрали рабочего-текстильщика Григория Черкова. Комсоргом части стал молодой весёлый парень, в прошлом батрак Василий Селиверстов. Бойцы в новых полушубках, в новых шлёмах с вязаными подшлёмниками, в валенках стояли на плацу, готовые к трудному переходу.

Утром 26 декабря 1933г., перед отправкой в далёкую дорогу, па плацу – короткий митинг. «Ни одного отстающего, ни одного обмороженного», - такова главная резолюция митинга. С песнями шли бойцы по улицам немноголюдного тогда Хабаровска. Редкие прохожие останавливались, провожая взглядами колонну красноармейцев. Когда город остался позади, повалил густой снег, колонна давно раcстроилась и теперь каждый сосредоточил внимание на дороге. Переход был крайне тяжёл: пронизывающий ветер, мороз 40 градусов, метели. Впереди 15 дней такого пути по бездорожью от одного поселения к другому, разбросанных вдоль Амура.

Цивилёв Г.А. Ледовый переход
Цивилёв Г.А. Ледовый переход

В распоряжении батальона были лошади и машины, которые везли имущество и продовольствие. Красноармейцы навьючены были не меньше. Они несли на себе, кроме оружия, вещмешки и скатки, фляги и противогазы. Проходили в день 25 – 30 километров. Иногда это расстояние при попутном ветре или тихой погоде удваивалось. В этих случаях выступали в 4 – 5 часов утра, а приходили на новый ночлег где-то в полночь. У многих в крепкий мороз звёздочки, прикреплённые к будёновкам, примерзали к вспотевшим волосам.

После первого 20-ти километрового перехода на Чёрной речке сделали привал на ночь. Разместились по избам и палаткам, установленным во дворах села. Второй день похода был ещё тяжелее. Болели натруженные ноги, лямки вещевых мешков резали плечи. Ведь большинство бойцов – молодые люди, не имеющие закалки. На них красноармейские шлёмы, но пока они штатские люди, только-только покинули дом. Ко всему привыкает человек. Привыкнет он и тяжкому походу, обжигающему лицо. И если перестать думать о километрах, о грузе за плечами, перестать считать километры – тогда откроется большой мир дороги. И вот красноармейцы уже видят, как местные рыбаки-нанайцы вытаскивают из-подо льда снасти, полные рыбы. Примечают, как ловко правит каюр упряжкой собак, и по-мальчишески удивляются: как это можно ездить на собаках. Во время привалов на ночлег можно было сходить в деревенский клуб на танцы. Трудности пути казались им теперь не столь значительными. Вот уже на высоком берегу темнеет село Вознесеновское. Жители не спят, наперебой приглашают к себе уставших бойцов, угощают, чем могут, отводят им лучшие места в горницах.

Все знали: последний переход самый длинный – шестьдесят километров. По встречному ветру прошагали уже сорокакилометровый перегон. Остался последний рывок. От Пивани через Амур стали встречаться вешки из еловых ветвей. Это позаботились строители города, чтобы гости не сбились с дороги. Первая колонна в 15 часов с минутами 9 января 1934 года вступила в Комсомольск. Вторая вошла в город 26 часов спустя. Встречать подкрепление вышло почти всё население города. Со знамёнами, с оркестром. Митинг освещали автомобильные фары. Голова колонны уже достигла толпы встречающих, а конец ещё терялся в сумерках. Город готовился к новому пополнению. День и ночь сооружали жильё для бойцов. Барак, который строили комсомольцы для нового пополнения, был ещё без окон. Но это не смутило бойцов. Завесили окна одеялами и палатками, натопили печи, и ночь провели сносно. А утром уже строились повзводно и уходили на строительные объекты.

В январе 1934 года подвиг первых участников ледового перехода повторили ещё три батальона, отшагав четыреста километров на лыжах по ледяным торосам. Население Комсомольска сразу выросло на 6500 человек. Бойцы Особого военно-строительного корпуса внесли огромный вклад в строительство Комсомольска-на-Амуре. Сбылось обещание, данное В.К.Блюхером комсомольчанам в памятный июньский день1933г.: «Красная Армия вам поможет…». Люди в островерхих красноармейских шлёмах возводили и судостроительный, и авиационный, и металлургический заводы, и кварталы жилых домов нашего города. Они были не просто строителями. Они были воинами. И когда грянул час Великой Отечественной войны, Особый корпус составил костяк одного из боевых соединений, сражавшихся с немецко-фашисткими захватчиками.

Эффективная филантропия

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы
«Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

Присоединяйтесь!

Добавьте свою историю!