Город, что стал родным

Воспоминания Мадзигона Петра Игнатьевича - военного строителя, участника ледового перехода

Зима была морозной - за 40 градусов, но стойкость и выносливость солдат-комсомольцев была героической. Среди них находились строители, плотники, каменщики, токари, фрезеровщики, машинисты, шоферы, механики и др. 

День и ночь, в пургу, преодолевая снежные заносы, кипела работа.

Cреди воинов-специалистов были хорошо известны и каменщик т. Лунев, токарь, а затем контрольный мастер завода №126 т. Тихонов, шофер, а позднее заместитель директора т. Хромченко, рядовой, назначенный механиком цеха т. Похилюк, экспедитор т. Козачек, мастер-строитель т. Зинчук.

По прибытии на место меня, как шофера, командировали в гараж завода №126. Принял "ЯГ-6" на пару с т. Воробьевым день и ночь возили с первой и третьей лесобаз материалы на строительство завода и соцгородка. Дорога опасная по лежневке (первостроители помнят эти дороги, выложенные из бревен по болотам). Хорошо знал первых руководителей - директора завода №126 т. Кузнецова, директора завода №199 т. Жданова.

Вскоре наш батальон переехал с Дземог в город на достройку судостроительного завода. Не хватало электриков, и меня поставили механиком оборудования строительства эллингов, полушлюза и других объектов. В мои функции входило обеспечить работу лебедок, электромоторов насосов, бетономешалок.

Помню такой случай. На строительстве очистных сооружений постоянно работали мощные насосы по откачке поступающей воды. Однажды неизвестно кем были сорваны провода со столбов, идущих от аварийной сопки. Насосы остановились, вода с Амура всё прибывала в колодцах и подошла к насосам и электромоторам. В два часа ночи я был поднят на ликвидацию повреждения, вернее на восстановление электролинии и пуск насосов. Прибыв на место, я увидел, что электропровода со столбов сняты. Что делать? В чужом электрохозяйстве рыться, да еще ночью, под напряжением 380 В? По моему распоряжению принесли электрокабель соответствующего сечения с хорошей наружной изоляцией. В нарушение всех правил и техники безопасности пришлось мне самому подсоединять к траверсе подстанции, где идет ввод электролинии, и под напряжением тянуть провод к электромоторам очистных сооружений. Работал в резиновых перчатках, полез при помощи "когтей" на столб, а он покрыт от мелкой мороси дождя, а тут еще ток. Ну, думаю, конец, убьет.

Хорошая изоляция перчаток спасла. Я успел провода подсоединить к выключателю электромоторов, и они заработали. А вода уже подошла к моторам, но еще не затопила их. 

Несмотря на трудности, жизнь воинов строителей была интересной, разнообразной. Построили клуб КВСЧ, в котором шли хорошие спектакли. Помимо заслуженных артистов Кохановского, Карликовского, руководителя оркестра Донца Михаила Егоровича и других. Я и сам играл на духовых инструментах и в струнном оркестре. В части мы организовали свои оркестры и художественную самодеятельность. Вечерами воины не скучали. На авиационном заводе функционировал хороший клуб, где также действовали кружки, молодежь не скучала. Вот только девчат было мало. Спасибо Хетагуровой, она своим призывом помогла комсомольчанам. Приехавшие на строительство города девушки вскоре нашли свою судьбу, в большинстве своем вышли замуж и были счастливы. 

Закачивалась моя срочная служба в армии, а политотдел корпуса дает клич: воинам остаться в Комсомольске. Я полюбил этот город, привык к людям, с которыми бок о бок трудился 15 лет. Устроился автомехаником, а потом помощником начальника отряда этого завода.

Скажу, что где бы я ни был, город Комсомольск для меня был и остается роднее всех.

П. Мадзигон 

газета "Дальневосточный Комсомольск" 28 декабря 1988 г.

Эффективная филантропия

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы
«Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

Присоединяйтесь!

Добавьте свою историю!