Зима была морозной - за 40 градусов, но стойкость и выносливость солдат-комсомольцев была героической. Среди них находились строители, плотники, каменщики, токари, фрезеровщики, машинисты, шоферы, механики и др.
День и ночь, в пургу, преодолевая снежные заносы, кипела работа.
Cреди воинов-специалистов были хорошо известны и каменщик т. Лунев, токарь, а затем контрольный мастер завода №126 т. Тихонов, шофер, а позднее заместитель директора т. Хромченко, рядовой, назначенный механиком цеха т. Похилюк, экспедитор т. Козачек, мастер-строитель т. Зинчук.
По прибытии на место меня, как шофера, командировали в гараж завода №126. Принял "ЯГ-6" на пару с т. Воробьевым день и ночь возили с первой и третьей лесобаз материалы на строительство завода и соцгородка. Дорога опасная по лежневке (первостроители помнят эти дороги, выложенные из бревен по болотам). Хорошо знал первых руководителей - директора завода №126 т. Кузнецова, директора завода №199 т. Жданова.
Вскоре наш батальон переехал с Дземог в город на достройку судостроительного завода. Не хватало электриков, и меня поставили механиком оборудования строительства эллингов, полушлюза и других объектов. В мои функции входило обеспечить работу лебедок, электромоторов насосов, бетономешалок.
Помню такой случай. На строительстве очистных сооружений постоянно работали мощные насосы по откачке поступающей воды. Однажды неизвестно кем были сорваны провода со столбов, идущих от аварийной сопки. Насосы остановились, вода с Амура всё прибывала в колодцах и подошла к насосам и электромоторам. В два часа ночи я был поднят на ликвидацию повреждения, вернее на восстановление электролинии и пуск насосов. Прибыв на место, я увидел, что электропровода со столбов сняты. Что делать? В чужом электрохозяйстве рыться, да еще ночью, под напряжением 380 В? По моему распоряжению принесли электрокабель соответствующего сечения с хорошей наружной изоляцией. В нарушение всех правил и техники безопасности пришлось мне самому подсоединять к траверсе подстанции, где идет ввод электролинии, и под напряжением тянуть провод к электромоторам очистных сооружений. Работал в резиновых перчатках, полез при помощи "когтей" на столб, а он покрыт от мелкой мороси дождя, а тут еще ток. Ну, думаю, конец, убьет.
Хорошая изоляция перчаток спасла. Я успел провода подсоединить к выключателю электромоторов, и они заработали. А вода уже подошла к моторам, но еще не затопила их.
Несмотря на трудности, жизнь воинов строителей была интересной, разнообразной. Построили клуб КВСЧ, в котором шли хорошие спектакли. Помимо заслуженных артистов Кохановского, Карликовского, руководителя оркестра Донца Михаила Егоровича и других. Я и сам играл на духовых инструментах и в струнном оркестре. В части мы организовали свои оркестры и художественную самодеятельность. Вечерами воины не скучали. На авиационном заводе функционировал хороший клуб, где также действовали кружки, молодежь не скучала. Вот только девчат было мало. Спасибо Хетагуровой, она своим призывом помогла комсомольчанам. Приехавшие на строительство города девушки вскоре нашли свою судьбу, в большинстве своем вышли замуж и были счастливы.
Закачивалась моя срочная служба в армии, а политотдел корпуса дает клич: воинам остаться в Комсомольске. Я полюбил этот город, привык к людям, с которыми бок о бок трудился 15 лет. Устроился автомехаником, а потом помощником начальника отряда этого завода.
Скажу, что где бы я ни был, город Комсомольск для меня был и остается роднее всех.
П. Мадзигон
газета "Дальневосточный Комсомольск" 28 декабря 1988 г.
Пётр Игнатьевич Мадзигон родился в крестьянской семье в 1913 г. в с. Карповцы Чудновского района в Украине. Он воспитывался в семье деда Николая Лукьяновича Мадзигон, «любил ухаживать за лошадьми, водить в ночное. Дедушка и бабушка Домна любили меня за честность и послушание по хозяйственным делам. Любили и за песни, которым нас всех детей научила мать». В 1923 г. Петя начал учиться вначале в семье учителя Е.И. Подвысоцкой, которая учила польских детей. Кроме украинского и математики преподавали и культуру польского молитвенника, но во время этого урока мальчика просили выйти за дверь, но он был любознателен и слушал объяснения за дверью, запоминая и вопросы, и ответы. Однажды, желая помочь мальчику, который не знал, что ответить учителю, Пётя постучал в дверь и сказал, что он знает ответы. Больше его во время этих уроков не выгоняли. Он успевал по всем предметам, второй, третий и четвёртый класс он окончил в общей школе.
В школе преподавал хороший скрипач Чирун, который организовал и вёл музыкальный кружок. Петя умел играть в то время на балалайке, гитаре и особенно мандолине, вскоре он стал солистом школьного оркестра, который выступал по вечерам в клубе или на собраниях, исполняя, например, «Туш» или «Гимн Советского Союза».
Летом 1926 года знакомый машинист Калинский пригласил учиться Петра, который уже учился портняжному делу, работе на паровой машине локомобиля. В совхозе его познакомили с устройством и эксплуатацией: уход за паровым котлом, его топка, поддержание пара, пуск и остановка, смазка.
На следующее лето Петра с другом Яном рекомендовали учениками к знаменитому кузнецу и механизатору Стаху Змигродскому. Там он работал слесарем по ремонту сельхозмашин сеялок, сенокосилок, семяскидок, сноповязалок и двигателей-нефтянников. Без токарных станков, вручную подростки обеспечивали мастерскую Змигродского разными болтами и гайками. Пётр с другом работали за тарелку супа в столовой и копеечную зарплату, на которые не могли купить себе даже штаны, а ведь они были ещё и музыкантами.
В 1928 году Пётр случайно попал в местечко Чуднов, где были курсы по устройству нефтянников, которые он уже изучил в мастерской Змигродского. Слушателями курсов были «старые люди усатые среди, которых я выглядел пацаном». Как-то на вопрос преподавателя Баратова, мальчик ответил всё по устройству машин. Его ответ вызвал удивление, и его пригласили зайти в кадры МТС, где ему рекомендовали учиться механизации. Петра и ещё двух парней направили на учебу автотракторному делу в техникум города Тетиев Белоцерковской области. Практику он проходил в мастерских тетиевского совхоза. После окончания учёбы он вернулся в совхоз п. Карповцы, а в 1930 году перешёл в Чудновскую МТС, где работал трактористом-бригадиром, а затем разъездным механиком шофёром. Во время учёбы «нас учили по двухгодичной программе, учили весь интернационал техники». В это время Пётр научился играть по нотам на трубе и летом, по вечерам, когда было свободное время «развлекал молодёжь». А зимой, по заданию комсомола, в который он вступил в 1930 г., Пётр и его товарищи «сколотили художественную самодеятельность и на машине ездили по селам района с постановками и оркестром». «Нагрузка была большая, но я был рад тем, что от этой работы получал удовлетворение души и авторитет окружающих и руководства МТС».
В 1935 году Пётр был призван в ряды Красной армии, для службы на Дальнем Востоке (в ОКДВО). На эшелоне, который вышел 10 октября, он добирался 24 суток. В начале, попав на границу в Агинский национальный округ (Бурят-монгольская АССР, ныне Забайкальский край), 72 разъезд, водителем, а затем в составе восьми человек в Хабаровск, в гараж военного округа КДВО, там ему посчастливилось встречаться с главкомом, маршалом Советского Союза В.К. Блюхером и другими командирами дивизий и корпусов.
В декабре 1935 года среди военнослужащих были отобраны специалисты: плотники, строители, трактористы, электрики, и направлены в составе 39 отдельного военно-строительного батальона в Комсомольск-на-Амуре. Военных строителей встречал весь город. Батальон и штаб были расквартированы в бараках на Дзёмгах. Как автомобилист и механик Пётр был командирован в гараж завода № 126 (ныне завод им. Ю.А. Гагарина). «Я принял Яг-6 № 68 и на пару с т. Воробьёвым день и ночь возили с лесобаз пиломатериал на строительство завода и соц. городка. Дорога была опасной по лежнёвке (дорога, проезжая часть которой построена из лесоматериалов в виде полос, уложенных на расстоянии, равном ширине хода автомобиля или трактора, и скрепленных поперечинами).
В корпусе наш батальон славился не только строительством, но и боевой подготовкой, художественной самодеятельностью. Мероприятия проводили в парке им. Баранова, на открытой площадке. Играл струнный оркестр, ставили спектакли, в которых принимал участие и Пётр. «Солдаты не скучали».
Вскоре батальон был переведён на строительство судостроительного завода. «На заводе не хватало электриков, и меня поставили механиком оборудования строительства эллингов. В мои функции входило обеспечить работу лебедок, насосов и др. оборудования».
На строительстве очистных сооружений постоянно работали мощные насосы по откачке воды из р. Амур. Однажды были оборваны эл. провода силовой линии со столбов, идущих от аварийной сопки, и насосы остановились, вода стала подниматься в колодцах, подходя к насосам и электромоторам. Это случилось ночью и Пётр, поднятый по тревоге на восстановление электролиний и пуска насосов, «в нарушении всех правил» под напряжением в 380 V под моросящим дождём успел подсоединить к выключателю электромоторы и они заработали в нужном направлении.
Несмотря на трудности жизни воинов-строителей была интересной, был построен клуб КВСЧ, в котором шли спектакли. Пётр играл в струнном и духовом оркестре, кроме этого, в части был свой оркестр и художественная самодеятельность.
В 1937 году после окончания срочной службы политотдел корпуса «дал клич»: всем комсомольцам остаться в Комсомольске. Пётр остался и был направлен автомехаником ВПК (военизированная пожарная команда) завода № 199 (судостроительный завод им. ленинского комсомола). В его обязанности входило ремонтировать машины, следить за их техническим состоянием, выезжать на пожар, наблюдать за работой техники и улучшать её. Со временем пришло знание не только техники, но и тактики пожаротушения. Так, началась и рационализаторская работа, Петром Игнатьевичем были разработаны и внедрены следующие рацпредложения, которые в своё время повысили эксплуатационные качества машин, боеготовность и автоматизацию: дополнительное питание карбюратора пожарных машин от запасного бензобака, дополнительный включатель зажигания и освещения, запасной конденсатор на пожарной машине, восстановление направляющего насоса ПН-25-А, приспособление тигельной эл. печи для плавки баббита, восстановление картера маховика двигателя ЗИС-5, приспособление для расточки клапанных гнёзд двигателей и передних осей ГАЗ и ЗИС, а также стволы-распылители, лом-ствол, позволяющий тушить бараки каркасно-засыпного типа без разбора стен.
Работа Петра Игнатьевича была оценена, и он был назначен начальником отряда по материально-техническому снабжению с одновременным руководством техникой и вооружением. Помимо ремонта автотехники, её совершенствования, он организовывал учёбу по повышению классности начинающих водителей, проводил проверки технического состояния автомобилей пожарных частей Комсомольска и Хабаровска.
В кон. 1930-х годов при пожарной части был создан клуб, Петру Игнатьевичу было поручено организовать струнный оркестр. При клубе стал работать духовой оркестр, хоровой кружок, художественная самодеятельность. Часть артистов были сотрудниками завода. Началась работа над постановкой оперы И. Котляревского «Наталка Полтавка». Были подобраны исполнители, оформлена сцена, подготовлен реквизит. Пётр Игнатьевич исполнял в опере роль Выборного. За 15 лет работы, спектакль был показан более 20 раз. Однажды постановка оперы «Наталки Полтавки» на летней сцене Парка культуры по времени совпала со спектаклем во Дворце культуры. Спектакль во Дворце культуры был сорван, на него никто не пришёл. Впоследствии были поставлены спектакли «Пограничники», «На границе», «Запорожец за Дунаем» и др. Клуб отряда пользовался популярностью у работников завода и жителей города. Постоянно спрашивали: «Что у вас сегодня идёт?». Если не спектакль, то были танцы, играл духовой оркестр.
Постоянно шла учёба личного состава по внутренней, международной политике, технологии судостроения, технике безопасности и т.д. Петр Игнатьевич учил офицеров знаниям автотехники и учился сам, окончив 6-7-8 классы. Многие годы Пётр Игнатьевич был бессменным председателем избирательной комиссии участка № 12 г. Комсомольска-на-Амуре.
В годы Великой Отечественной войны на заводе № 199 шло ускоренное строительство военных кораблей - крейсеров «Калинин» и «Каганович» и др. надводных и подводных кораблей. Все части ВПО (военизированная пожарная охрана) занимались боевой подготовкой в составе МПВО. Изучая технологии судостроения, Пётр Игнатьевич осваивал сложный процесс эффективной охраны военных кораблей от огня. Вся пожарная служба была ориентирована на эти цели.
В это время снизился объем продовольствия, который получал личный состав (солдаты-бойцы по продовольственным карточкам получали 800 гр. хлеба в сутки), поэтому необходимо было его увеличить, создавая подсобное хозяйство. В 1943 году Пётр Игнатьевич был назначен помощником начальника по материальному обеспечению ОВПО-3 (3 отряд военизированной пожарной охраны). Для решения вопроса продуктового снабжения необходимо было приобрести земельный участок для выращивания овощей, организовать лов кеты, рыбы в р-не с. Кондон, охоту на медведей и сохатых и мн. др. Для отряда был выделен участок земли, площадью 8 га, две лошади, плуг, бороны. Весной была вспахана земля на о. Пивань, и с музыкой были посажены семена картофеля, выпрошенные с большим трудом. Во время посадки оркестр играл марш «Прощание славянки». Осенью был собран урожай почти в 20 тонн, отряд был обеспечен своим картофелем. В с. Кондон была организована рыбалка, зимой улов карася и чебака составлял до 30 тонн. Рыбу перевозили двумя грузовиками ЗИС-5 с нарощенными бортами.
Пётр Игнатьевич, по своей старой привычке, полученной ещё в Чудновской МТС, занимался механизацией подсобного хозяйства. Он нашёл трактор СТЗ 15/30, сданный в металлолом, и, внеся вместо него нужное количество металлолома, забрал его, достал необходимые запчасти и сделал тракторный окучник.
В это же время был сделан склад для картофеля и для свежей, мороженой рыбы, которой хватало и для столовой и для раздачи семейным. Кроме того, заключили договор на 25% улова кеты с Нижнетамбовским рыбозаводом.
С годами подсобное хозяйство разрасталось, к лимитным продуктам УВС, III ОВПО «имел свою солидную прибавку». Была создана свиноферма, животных кормили, в основном, отходами с кухни.
В кон. 1940-х «отряд при заводе № 199 жил своей жизнью, всё шло нормально. Меня руководство УПО (управление пожарной охраны) УВД часто уговаривало дать согласие работать начальником 15-ВВПК (15-й вспомогательная военизированная пожарная команда), т.е. наладить автомастерские по авторемонту, а затем инспектором УПО УВД».
В 1950 году Пётр Игнатьевич с семьёй был переведён в Хабаровск начальником 15 ВВПЧ.
Пётр Игнатьевич Мадзигон внёс большой вклад в техническое обеспечение и развитие пожарной техники в Хабаровском крае, более 35 лет посвятив службе в пожарной охране. За многолетний труд был награждён:
- Орден Красной звезды № 2965493;
- медаль «За боевые заслуги» № 2570264;
- медаль «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945»;
- медаль «За победу над Японией»;
- медаль «За безупречную службу» I ст. № 781;
- медаль «Ветеран труда». И др. юбилейные медали.
Боевые и почётные знаки.
«За боевую ликвидацию прорыва»;
«Лучшему работнику пожарной охраны МВД СССР»;
«10-лет почётному строителю Комсомольска»;
«15-лет почётному строителю Комсомольска»;
«25-лет почётному строителю Комсомольска» и др.