Особый военно-строительный корпус
Завершался второй год строительства Комсомольска-на-Амуре, но его итоги не удовлетворяли правительство. В сентябре 1933 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление о создании Особого Строительного Корпуса для оборонного строительства с двойным подчинением – Наркомату Обороны и Наркомату Тяжёлой Промышленности.
Был установлен срок формирования корпуса – с 01.11.1933 по 15.12.1933 года. Состоял корпус из 3-х бригад – первая имела 6 батальонов: №№ 25, 26, 27, 28, 29, 30; вторая – тоже 6: №№ 31, 32, 33, 34, 35, 36; третья состояла из трёх: №№ 37, 38, 39. Каждый батальон – численностью 1000 человек.
Формирование ОВСК производилось на базе частей Московского и Ленинградского военных округов по следующей схеме: командно-политический состав комплектовался из кадров строевых частей Красной Армии; инженерно-технический – из командиров запаса, имевших высшее или среднее техническое образование; рядовой – из очередного призыва в армию. Командиром корпуса был назначен Б.Н. Руднев.
Взводы и отделения в процессе формирования роты строились по специальностям: плотники, каменщики, штукатуры, слесари, электрики.
ОВСК ставилась задача вместе с созданием промышленного комплекса и одновременно с решением военно-стратегических задач, создать прочную основу для промышленного развития всего Дальневосточного региона.
В пути к месту назначения в г. Комсомольск-на-Амуре 2-я и 3-я бригады получили приказ изменить место дислокации.
Эшелоны первой бригады ОВСК прибыли в Хабаровск в конце декабря и, совершив побатальонно знаменитый ледовый переход протяжённостью 400 км, в середине января сосредоточились в Комсомольске-на-Амуре.
К этому времени в городе для военных строителей были построены около 40 бараков, изготовлены несколько тысяч топчанов, табуретов, а также большое количество печек, бачков и даже чайников. Бараки располагались отдельными группами и представляли из себя военные городки.
После торжественной встречи и обустройства перед батальонами были поставлены конкретные задачи: батальон № 25 – вести автотранспортные перевозки, осуществлять строительство дорог и транспортных сооружений; батальон № 26 – строительство промышленных объектов судостроительного завода № 199; батальон № 27 – строительство энергетических объектов; батальон № 28 – строительство жилых и социально-бытовых объектов, главным образом в центральной части города; батальон № 29 – лесозаготовки и инженерно-технические работы; батальон № 30 – строительство промышленных и социально-бытовых объектов завода № 126 (авиационного).
Красноармейцы и командиры вместе с первостроителями пробивали просеки будущих улиц, строили дома, вносили изменения в строительство по всем направлениям.
Вместо времянок стали сооружать капитальные здания (двух-, трех -, а затем и пятиэтажные). Вначале туфоблочные, щитовые, брусчатые, а затем – каменные. Деревянные дома, которые ранее строились за 2-3 месяца, начали строить за 17 дней и даже за 12-14 дней. За 12 месяцев был построен хлебозавод – крупный механизированный, с производительностью 60 тонн хлеба в сутки. За 3,5 месяца – хорошо оборудованная городская баня. Первое в Комсомольске трёхэтажное каменное здание школы № 1 по типовому проекту на 960 мест было построено всего за 4 месяца.
И что весьма важно для скоростного строительства – построенные таким способом здания до сих пор продолжают служить людям, а некоторые из них своей архитектурой украшают центральные улицы города.
В бедах Комсомольска военные строители нашли главную – энергетический кризис. Построенные в 1933 году временные электростанции имели ничтожную мощность: на стройплощадке авиазавода – 125 КВт, судостроя – 147 КВт, явно недостаточных даже для обеспечения неприхотливых бытовых нужд.
Строительство капитальной электростанции, способной обеспечить минимальную потребность для промышленного строительства, стало главной задачей. И за 3 месяца батальон № 27 построил резервную электростанцию мощностью 1250 КВт, тем самым ликвидировав энергетический кризис в городе.
Спустя год с момента прибытия первой бригады ОСК стало очевидно, что 6 тысяч военных строителей заняли ведущее место в строительной индустрии города. Была также осознана ошибка, позволившая рассредоточить бригады ОВСК вопреки постановлению СТиО. В 1935 г. уполномоченный Наркомата тяжёлой промышленности СССР, член ЦК ВКП (б) И.В. Косиор вынужден был заявить, что многие объекты, на которые поставлены военные строители,- второстепенной важности и срочности. Вскоре на совещании у секретаря крайкома ВКП (б) Лаврентьева с присутствием И.В. Косиора, командующим ОКДВА Блюхера, командира корпуса и других, причастных к деятельности ОСК, было принято решение в кратчайший срок сконцентрировать все силы корпуса на главных объектах и, прежде всего – в г. Комсомольске-на-Амуре. Благодаря этому в 1937 году в Комсомольске-на-Амуре сосредоточились все бригады корпуса.
Штаб, политотдел, все службы корпуса к этому времени также в полном составе переехали в Комсомольск.
В полном составе ОСК просуществовал до 1941 г. и за 8 лет своей деятельности успел выполнить: земляных работ около 6 млн. куб. м, что в 2,5 раза больше, чем на строительстве Московского метрополитена первой очереди; уложено бетона 3135500 куб. м, что в 2,4 раза больше, чем на строительстве Днепрогэса, самой крупной гидростанции в Европе; произведено более 1 млн. куб. м каменной кладки и уложено 135,5 млн. кирпичей; выполнено плотницких работ в объёме 683 тыс. куб. м древесины, количества, необходимого для строительства города с населением не менее 100 тысяч человек.
На третий день после начала Великой Отечественной войны командный состав и часть бойцов были направлены из Комсомольска в Амурскую область для формирования 26-й запасной бригады. Позднее из бригады был выделен состав для формирования 413-й стрелковой дивизии, куда были зачислены все командиры полков и комиссары уже бывшего ОВСК. В одну из ночей дивизию подняли по тревоге и ускоренным маршрутом отправили под Москву, где началась одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны.